ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке *
Меню
  • Ключевые цифры Форума 2016:
  • Количество спикеров – 60+
  • Количество делегатов – 1000+
  • Компаний-спонсоров – 70+
7-8 июня 2017 г., Москва, КВЦ "Сокольники"
Июньский ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи»: день первый. Горячие темы – свежие мнения
25.07.2017

7–8 июня в Москве медиахолдинг ПЛАС-Альянс провел 8-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017», посвященный анализу основных вызовов и задач, стоящих перед современным банковским бизнесом, платежной индустрией и ритейлом. 

За два дня работы Форум #ecomforum посетили 1220 делегатов, в числе которых – представители банковского сектора, платежных систем, финтеха, операторов связи и транспорта, ритейлеров, компаний-поставщиков решений, регуляторов рынка и других государственных структур, а также ведущие российские и зарубежные эксперты индустрии. На площадках Форума выступили более 60 спикеров. Партнерами мероприятия стали 56 компаний, включая Глобального спонсора – Mastercard. Второй раз Форум прошел при поддержке Национальной платежной системы «Мир».

Участниками этого знакового для индустрии мероприятия были рассмотрены дальнейшее развитие основных положений регулятора, определяющих современные акценты банковской бизнес-модели, среднесрочные стратегии, учитывающие новую экономическую реальность; нынешнее состояние и развитие знаковых инфраструктурных проектов и их влияние на платежный бизнес; тренды digital banking; совершенствование коммуникаций с клиентом; модернизация имеющейся ИТ-инфраструктуры и иные перспективные инициативы.


Фотоматериалы форума #ecomforum доступны на официальной странице мероприятия.


В рамках Форума состоялись 7 сессий и спецмероприятия:

I сессия. Российская платежная отрасль в современных условиях. Куда идем?

II сессия. Банки и их конкуренты: перспективные модели развития финансовой розницы

III сессия. Банк в меняющемся технологическом окружении: от смартфона до блокчейна

IV сессия. Бизнес-модели в российском эквайринге. Контуры будущего

V сессия. Безопасность и борьба с киберпреступлениями. Вызовы 21-го века

VI сессия. Современные платежные инструменты и технологии. Форм-факторы и сферы применения

VII сессия. Финансовые и платежные сервисы глазами российского ритейла. Бизнес–кейсы. Барьеры и пути к успеху

 Параллельные сессии:

1

Первую сессию Форума открыли председатель Оргкомитета Александр Гризов и исполнительный директор Mastercard Андрей Тарусов, которые обратились к делегатам с приветственным словом. А. Тарусов напомнил об основных технологических вехах развития платежной индустрии и отметил важность повышения финансовой грамотности населения.

Первая сессия конференции Форума открылась выступлением Аллы Бакиной, директора Департамента национальной платежной системы Банка России.

А. Бакина охарактеризовала ключевые текущие тренды платежного рынка, упомянув о высоких темпах роста безналичных операций (на 7,1% по объему операций за 2016 год) и, одновременно, сокращения операций снятия наличных по банковским картам (на 7,1 % по объему операций за 2016 год). Также в выступлении был отмечен рост платежей в дистанционных каналах (на 6% по объему операций физических лиц за 2016 год), как с использованием банковских карт (77% от общего количества безналичных платежей в 2016 году), так и за счет быстрорастущего сегмента электронных денег, увеличившего количество платежей почти на четверть за 2016 год.

Подтверждая приверженность курсу ЦБ на продвижение инноваций и развитие платежной инфраструктуры, директор Департамента национальной платежной системы Банка России рассказала о ряде значимых направлений деятельности мегарегулятора.

Помимо дальнейшего продвижения карт «Мир», были отмечены такие задачи как расширение функций банковских платежных агентов, регулирование деятельности провайдеров технологических сервисов.

Кроме того, был назван ряд перспективных направлений, которые Банк России планирует изучать, разрабатывать и внедрять совместно с крупнейшими финансовыми организациями России в рамках Ассоциации развития ФинТех.4-2

В качестве наиболее приоритетных направлений, планируемых к запуску на национальном рынке, были упомянуты – создание механизма удаленной идентификации клиентов (в том числе, с использованием биометрических данных клиента), развитие платформы «Мастерчейн», запуск единой системы быстрых платежей и анализ возможностей внедрения открытых интерфейсов (API).

Владимир Комлев, председатель правления, генеральный директор АО «НСПК», начал свое выступление с призыва к участникам индустрии обеспечить визуализацию приема карт «Мир» с помощью соответствующего брендирования точек приема платежей. По словам В. Комлева, на данный момент уже выпущено более 8 млн карт «Мир», и сеть их приема уже готова практически на 100%. Таким образом, еще до 1 июля 2017 года, когда кредитные организации будут обязаны обеспечить прием национальных платежных инструментов во всех своих технических устройствах, инфраструктура приема карт уже полностью готова. Это, как отметил В. Комлев, было бы невозможно реализовать без активной поддержки банковского сообщества и Банка России.

Большое внимание НСПК уделяет развитию как собственной платформы, так и различных продуктов, сервисов и технологий. В настоящий момент ведутся активные работы по обеспечению приема бесконтактных карт «Мир» во всех банкоматных и POS-терминальных сетях, разработаны «дорожные карты» с основными производителями терминального ПО и с конкретными банками. Также В. Комлев сообщил, что уже готовы промышленные решения для имплементации карты «Мир» в Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay, и, возможно, до конца года будет возможность загрузить карту в один из этих глобальных кошельков. «Наше ядро уникально и поддерживает все возможные функции для реализации контактных, бесконтактных и мобильных платежей», – добавил он.

_vm_0114Не так давно в рамках НСПК было создано подразделение Mir Digital, задача которого – развитие инновационных и перспективных технологий и сервисов. По словам В. Комлева, в настоящий момент в работе находятся 6­–7 проектов совместно со «Сколково», ФРИИ и пр. Отметим, что 7 июня в рамках Форума также состоялась специальная сессия НСПК, на которой была представлена новая технология безопасной электронной коммерции MirAccept версии 2.0, созданной на основе 3D-Secure 2.0.

Еще одним важным шагом ПС «Мир» глава АО «НСПК» назвал вступление в PCI Council, которое стало знаком того, что НСПК продолжает развиваться без отрыва от международных стандартов и институтов. Вступление НСПК в Совет PCI SSC – это новый уровень в развитии национальной платежной системы. Теперь НСПК может принимать участие в рабочих группах PCI SSC, вносить свои предложения и требования в стандарты по обеспечению безопасности данных платежных карт.

Над международным развитием карты «Мир» ведется работа в двух направлениях. Уже выпущены сотни тысяч кобейджинговых карт «Мир»-JCB и «Мир»-Maestro, которые позволяют расплачиваться национальной картой за пределами РФ, подписаны соглашения с UnionPay и с American Express. Кроме того, ведутся переговоры по организации прямого приема карт «Мир» за рубежом – например, в Турции, Таиланде, европейских странах. Модель работы для каждой страны выбирается отдельно – в ряде стран это возможно через взаимодействие с национальными платежными системами, где-то необходимо работать напрямую с банками-эквайрерами или локальными свитчами. Однако в НСПК планируется выработать стандартный подход к такому взаимодействию.

2

Основным трендом последнего времени, по мнению Виктора Достова, председателя Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, является коммодизация значительной части банковских услуг: платежные услуги превращаются в стандартизованный сервис, примерно одинаковый у всех банков. Платежи уже фактически обрели статус социально значимой услуги, соответственно, подход к их регулированию должен быть пересмотрен. Примером является опыт регулирования деятельности операторов сотовой связи (введение механизма «переносимости» номера мобильного телефона при переходе абонента к другому оператору), результатом которого стало добровольное снижение операторами тарифов на услуги связи. Аналогичного эффекта удалось добиться западноевропейским регуляторам в отношении банков: после анонсирования Директивы о базовых платежных счетах (2014/92/EU), в которой регламентируется переход клиента из банка в банк, тарифы за обслуживание счетов снизились. К 2018 году Еврокомиссия планирует изучить целесообразность внедрения механизма переносимости банковского счета. По мнению В. Достова, если сегодня клиенту нужен сильный повод, чтобы принять решение уйти в другую кредитную организацию, то с появлением подобного механизма для такого шага ему потребуется гораздо меньше мотиваций, так как сам процесс станет намного проще.

Платежи уже фактически обрели статус социально значимой услуги, соответственно, подход к их регулированию должен быть пересмотрен

Вторым важным трендом спикер назвал т. н. уберизацию. По его словам, суть модели Яндекс.Такси, Uber и пр. инновационных бизнес-моделей даже не в посредничестве, а разрушении вертикальных холдингов. Похожие примеры есть и в других отраслях – Booking.com, Aviasales.ru, Яндекс.Маркет. Аналогичные агрегаторы условий обслуживания в банках будут созданы в Европе после принятия Директивы о базовых платежных счетах (2014/92/EU). Принципиально важным моментом Второй Европейской платежной директивы (PSD2) является концепция, согласно которой банки будут обязаны предоставлять третьим сторонам-посредникам доступ к счетам клиентов (с их согласия), будет разработан стандарт универсального банковского открытого API, при этом посредники не будут обязаны заключать договор с банком. Таким образом, деньги в банке будут принадлежать клиенту, – подчеркнул В. Достов, что в корне меняет сложившуюся конъюнктуру.

В заключение спикер предположил, что банковская сфера до сих пор является малоэффективной, а технологический прогресс уменьшает потребность в большом количестве банков, при этом операторы ЭДС могут хранить более 100 млн записей о клиентах. Не исключено, заявил В. Достов, что через 10 лет в России останется только один банк – и множество связанных с ним платежных сервисов. По его словам, скорее всего, это будет Банк России.

Председатель правления НП НПС Алма Обаева поделилась своим видением сценариев дальнейшего развития платежной индустрии России. Его основой станет платформа all2all, которая позволит совершать все виды розничных платежей без каких-либо ограничений. Карты, по мнению спикера, – умирающий форм-фактор, также под вопросом существование банковских счетов в их нынешнем виде. Коснувшись перспектив реализации в РФ инициативы, подобной PSD2, А. Обаева отметила, что в казахстанском законодательстве предусмотрена возможность прямого доступа к банковским счетам провайдеров различных финансовых сервисов.

Футуристическую тему развития платежной индустрии продолжил Егор Кривошея, специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» бизнес-школы СКОЛКОВО. Он озвучил четыре возможных сценария развития отрасли через 10–15 лет. Первый вариант – «Центральный платежепровод», определяющим пунктом которого является роль регулятора как универсального посредника, контролирующего основные элементы платежа, и невозможность коммерциализации платежного рынка. Второй – «Платежный престол», суть которого заключается в том, что коммерческий участник рынка или группа подобных участников доминируют в индустрии розничных платежей и создают единую платежную платформу. Третий сценарий – «Ярмарка», допускающий смену модели поведения потребителей и переход к экономике совместного потребления. Данную модель отличает появление совместных решений во всех сферах финансовых услуг, совместное регулирование, наличие отраслевых договоренностей о стандартах, а также создание персональных долгосрочных финансовых стратегий вместо модели краткосрочного потребления. Наконец, реализация четвертого сценария – «Сбой в матрице», будет означать децентрализацию системы, к которой рынок не был подготовлен. Согласно этому варианту развития событий, в безналичной экономике может произойти серьезный сбой, который приведет к отказу от традиционных методов платежа, в результате чего потребуется полная «перезагрузка». Именно так, резюмировал спикер, выглядит исчерпывающий список взаимоисключающих альтернатив будущего развития платежной индустрии.

 Юсупова.jpg

Алексей Казарцев, советник Финансово-банковской ассоциации ЕвроАзиатского сотрудничества, поделился подробностями проекта новой международной системы платежных карт (НМСПК) БРИКС – ЕАЭС. Он отметил, что в настоящее время национальные платежные системы функционируют и развиваются в большинстве стран БРИКС и ЕАЭС. Наиболее сильны позиции НПС в Китае – China Union Pay, Индии – RuPay и Бразилии – Elo. Страны ЕАЭС также имеют собственные национальные платежные системы и значительно продвинулись в развитии бизнеса платежных карт. Очевидно, отметил спикер, что каждое государство БРИКС и ЕАЭС только выиграет от создания объединенной платежной системы. Также он обратил внимание на существенные возможности в области капитализации, открывающиеся при создании такой системы, предположив, что в перспективе уровень капитализации новой платежной системы сравняется с уровнем капитализации Visa. Согласно разрабатываемому в рамках Делового совета БРИКС проекту, на первом этапе запуска системы будет создана сбалансированная сетевая инфраструктура НМСПК, в дальнейшем новые участники смогут подключаться к НПС стран-учредителей. Спикер отметил, что как предлагается, карты национальных систем будут приниматься на всей территории БРИКС–ЕАЭС по взаимно согласованным тарифам, и каждая НПС будет соединена с четырьмя остальными межхостами.  Согласно проекту, выпуск общей карты БРИКС осуществляется под «зонтиком» международной платежной системы – лидера, при этом юридически обязывающие соглашения с «лидером» гарантируют учет интересов платежных систем других участников. Подробнее с проектом знакомит публикация «Новая международная система платежных карт: БРИКС, далее – везде?» в «ПЛАС» № 3/2017.

Завершило первую сессию конференции Форума выступление начальника управления розничных продаж и обслуживания РНКБ Александра Козинкина, который рассказал о развитии инфраструктуры розничного бизнеса РНКБ в Республике Крым. Банком была создана крупнейшая сеть обслуживания в Крыму, на текущий момент 90% экономически активного населения полуострова – клиенты РНКБ, при этом доля банка на местном рынке кредитования физических лиц – 77%. «В первые месяцы работы в Крыму мы открывали по десять отделений в неделю, и, если бы не западные санкции, могли бы попасть в книгу рекордов Гиннеса» – пошутил выступающий.

dsc08462РНКБ удалось обеспечить доступность банковских услуг для населения, в том числе стал агрегатором коммунальных и других платежей и заключил свыше 2 тыс. договоров как с региональными, так и с федеральными поставщиками услуг. Жители Крыма получили возможность осуществлять платежи дистанционно с помощью интернет-банка, мобильного приложения РНКБ 24/7 и терминалов самообслуживания, а также размещенных на платежных квитанциях QR-кодов. При этом банк подключил также услугу онлайн-биллинга, которая позволяет клиенту видеть текущую задолженность за коммунальные услуги.

В настоящее время РНКБ выпустил более 1 млн карт национальной платежной системы «Мир», при этом 82% эмитированных карт «Мир» в Крыму – это карты РНКБ.

Также спикер рассказал о проекте по созданию т. н. «умной» карты, которая будет использоваться для всех видов денежных поступлений. На нее будут начисляться проценты на остатки по каждому типу зачислений, а при снятии денег через банкомат лимиты будут регулироваться автоматически.

«Главное, – резюмировал выступающий, – то, что нам удалось вернуть доверие крымчан к банковской системе в целом».

В ходе 2-й сессии состоялось обсуждение одной из наименее урегулированных на сегодняшний день банковским законодательством сферы – эквайринга. По словам Алии Юсуповой, управляющего директора БИНБАНКа, в связи с изменением внешнего окружения и появлением таких  новых вводных, как бурный рост электронной коммерции, в правоотношения в рамках эквайринга  включаются новые участники – агрегаторы и сервис-провайдеры. Функционал этих участников в отечественной законодательной базе до сих пор специально не определен. Возможно, соответствующие положения появятся в скором времени в ст. 14 Федерального закона «О национальной платежной системе».  Между тем в последнее время участники рынка все чаще говорят об агрегации, которая возникает как на стороне банка-эквайрера, так и на стороне ТСП.

dsc08613Появление посреднических услуг в эквайринге на основе агентирования  обусловлено тем, что банку, если он обслуживает компании с небольшим оборотом, зачастую невыгодно такое сотрудничество. Между тем бонусов, связанных с использованием модели агрегации, очень много – как для эквайеров (речь идет  об оптимизации расходов за счет экономии при отсутствии прямого взаимодействия с небольшими ТСП и о расширении бизнеса), так и для ТСП.  Для последних услуга эквайринга становится доступнее в целом, при этом небольшие ТСП получают более низкие ставки торговой уступки, так как эквайрер ориентируется на суммарный оборот посредника. Клиент, в свою очередь, получает возможность оплатить покупку более удобным для себя способом.

Как подчеркнула А. Юсупова, в этой модели есть нюансы, которые следует учитывать. К ним относится наличие специальной правоспособности для выполнения некоторых действий при оказании услуг эквайринга. Важно обратить внимание и на то, что сервис-провайдер – это инструмент, настроенный для работы с небольшими компаниями. Если обороты компании начинают расти, эквайреру следует вступить с ней в прямые договорные отношения.

 4

По итогам дискуссии тему прокомментировал Олег Шкинев, вице-президент холдинга ITG: «Компании, предлагающие услуги по аутсорсингу экваринговых сетей и PSP банкам, не первый год заявляют о возможности такого сотрудничества, но только сейчас мы видим на российском рынке высокий спрос на такие сервисы. В условиях кризиса все ищут более эффективные бизнес-модели. Не удивительно, что мы переходим к модели, по которой работает весь мир, когда банки занимаются финансовой деятельностью, а вопросы технологических сервисов перекладывают на партнеров. С точки зрения технологий, передовые поставщики и сервис-провайдеры видят будущее в omni-channel-коммуникациях, интеграции с новыми платежными системами, решениях, направленных на позитивный опыт взаимодействия во время оплаты между ТСП и их покупателями. В этой ситуации банк может взять на себя роль проводника инноваций для крупных ритейлеров, с которыми он работает. Однако, по большому счету, именно PSP будут все активнее взаимодействовать с основной массой ТСП и представлять им свои разработки и услуги».

Продолжая тему, новый взгляд на эквайринг представил региональный директор Verifone в России и СНГ Игорь Стуканов. По его словам, дистанционные транзакции и платежи начинают перемещаться из сегмента стационарных терминалов в сторону мобильных устройств. Это могут быть как транзакции через мобильные телефоны с поддержкой NFC, так и использование для проведения платежей QR-кодов и штрих-кодов.

Дистанционные транзакции и платежи начинают перемещаться из сегмента стационарных терминалов в сторону мобильных устройств.

Как отметил И. Стуканов, большая часть вендоров начинает предлагать кроме «железа» дополнительные сервисы. При чем эта тенденция варьируется от вендора к вендору «либо самостоятельно, либо через своих авторизованных партнеров, и от этого никуда не уйти», добавил И. Стуканов. Наиболее актуальным эксперт считает появление возможности изменить ситуацию с затруднениями при оплате клиентом какой-либо покупки, избавив его от стояния в очереди к кассе. Один из трендов, который появится на рынке в 2017 году, станет широкое внедрение некого микса планшета и платежного терминала. Таким образом, банк или ритейлер смогут принимать платежи непосредственно в торговом зале.

Шарль Э. Ролле (Charles E. Rollet), новый генеральный директор Ingenico в России и СНГ, рассказал о современных трендах платежной инфраструктуры.

5

Наталья Базалей, начальник департамента электронного бизнеса и платежных сервисов ТрансКапиталБанк, обрисовала контуры будущих бизнес-моделей в российском эквайринге, отметив такие тренды, как отказ банков от покупки POS-терминального оборудования, передача эквайринговых сетей на аутсорсинг, выход на первый план производителей кассовой техники в связи с принятием поправок в 54-ФЗ, касающихся онлайн-фискализации. В заключение она отметила, что электронный бизнес смещается от банков к небанковским игрокам.

Леонид Луо (Luo Wei), бизнес-менеджер, международный бизнес-департамент Shenzhen Xinguodu Technology компании NEXGO, рассказал о рынке Smart POS-терминалов в Китае. Данный вид устройств, по словам спикера, характеризуется безопасным проведением транзакций, открытой операционной системой (Android), возможностью загрузки разных приложений и подключением к интернету с проведением операций в режиме реального времени.

Завершило сессию выступление Чжэньюй Менга (Meng Zhen Yu), главы представительства компании PAX в России и странах СНГ, озвучил итоги деятельности компании за 2016 год. Международные продажи решений производителя выросли на 23,5%, и сейчас его новые продукты успешно представлены на всех ключевых рынках. Значительные объемы заказов поступают из Индии, Италии, России.

В числе наиболее значительных инноваций компании спикер выделил бесконтактное устройство приема платежей QR-кода NEXGO QR55, которое поддерживает все транзакции на базе NFC, включая UnionPay QuickPass, MasterCard Contactless, Apple Pay, Android Pay, Visa payWave. Данное решение интегрируется с существующим оборудованием POS & ECR в супермаркетах и обеспечивает клиентам возможность многоканальных платежей. Также оно представляет интерес для сегмента ресторанов быстрого обслуживания и еды «на вынос», поскольку небольшой размер устройства минимизирует беспорядок в контрольной зоне. Платеж с помощью QR-кода обеспечивает более эффективную работу и экономит время клиента. Также решение подходит для вендинговых аппаратов.

6

Платежная система «Мир» планирует запустить платформу для защиты платежей в Интернете MirAccept 2.0 в августе 2017 года. Об этом заявил директор Департамента стратегического планирования и проектного управления НСПК Максим Лазырин на параллельной спецсессии Форума «Дистанционны сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017».

Платформа является собственной разработкой НСПК. Она реализована на базе новейшей спецификации EMVCo, участником которой является НСПК. На текущий момент НСПК первая и единственная из платежных систем выводит на рынок РФ технологию, основанную на данной спецификации, для массового применения. При этом банки могут продолжать использовать существующий протокол MirAccept 1.0 (на базе 3DSecure), постепенно внедряя у себя новый протокол MirAccept 2.0.

Платформа MirAccept 2.0 создана для того, чтобы пользователям было проще и одновременно безопаснее совершать покупки в интернете. Например, интернет-магазины смогут освободить своих постоянных покупателей от необходимости вводить код из SMS с одноразовым паролем. При этом технология поддерживает и SMS с одноразовым паролем, если покупка совершается впервые. Также платформа будет поддерживать биометрическую аутентификацию пользователя.

В новой версии протокола MirAccept 2.0 держатель карты сможет безопасно оплачивать товары и услуги не только через веб-браузер, но и непосредственно в приложении интернет-магазина в своем смартфоне или планшете.

Протокол предусматривает передачу дополнительной информации об операции, о месте совершения покупки, об устройстве. Это позволяет принимать решение по одобрению покупки без дополнительного обращения к пользователю на основе анализа расширенного набора данных. Финальное решение об одобрении платежа принимает банк-эмитент на основе данных о клиенте, собранных платформой. Эти же функции позволят улучшить те средства борьбы с фродом, которые существует уже сейчас.

Услуги НСПК по подключению и сертификации банков по протоколу MirAccept 2.0 будут бесплатны в течение года с момента старта платформы, для вендоров – до 31 декабря 2017 г. При этом НСПК не устанавливают конечную дату для миграции на новую технологию. Рынок должен плавно мигрировать на новую платформу.

«Выгода для банков от перехода на платформу MirAccept 2.0 заключается в увеличении потока  транзакций, так как пользователи за счет удобства технологии увеличат количество платежей в интернете. За год бесплатного подключения и сертификации мы планируем перевести российские банки на новую платформу. Однако не все кредитные организации из-за технического барьера смогут сразу воспользоваться протоколом платформы – они будут постепенно внедрять техническое оснащение для поддержки возможностей MirAccept 2.0», – рассказал Максим Лазырин.

7Третью сессию (модератором которой выступил Алексей Катрич, зам. генерального директора «ТехноСерв Консалтинг») открыл Алексей Каминский, директор по продажам банковского департамента Diebold Nixdorf. Он рассказал о трех вариантах модификации банковского отделения. Отделение с высокой автоматизацией предполагает минимизацию работы кассира с наличностью и акцент на продажах допсервисов и консультациях. В свою очередь, отделение с моделью «самообслуживание с помощью ассистента» означает отсутствие кассира и перенос на УС наличных и безналичных операций. Отделение самообслуживания 24х7 предполагает полное отсутствие каких-либо сотрудников. По словам А. Каминского, Diebold Nixdorf видит второй вариант в качестве наиболее оптимального. Помимо оптимизации ключевых показателей деятельности банка, такой подход позволяет переключить внимание сотрудников на эффективную коммуникацию с клиентами. Точно так же, добавил он, восприятие банкоматов должно трансформироваться – вместо «коробки с кэшем» банкоматы должны стать полноценным фронт-офисным оборудованием.

Дмитрий Гольдер, аналитик департамента системных решений компании БИФИТ, представил банкам облачную кассу по white label. При внедрении решения БИФИТ.КАССА банк получает свою версию личного кабинета предпринимателя, что позволяет финансовой организации привлекать и обслуживать клиентов в собственном «облаке». Банк-заказчик также может брендировать его в собственный фирменный цвет. По словам спикера, на кассовом рынке сегодня сложились благоприятные условия для банков. Изменения в 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой технике способствуют развитию новых сервисов. Касса является локомотивом для продвижения услуг эквайринга, это новый сервис, который поможет банкам не только удержать своих клиентов, но и привлечь новых.

1С помощью мобильного приложения, можно управлять кассовым аппаратом, банковским терминалом и различной POS-периферией прямо со смартфона, планшета клиента или стационарного POS-компьютера.

По новому законодательству кассовый аппарат должен передавать в налоговые органы информации о наименовании товара или услуги, его цену и пр. Это иной подход к организации рабочего места кассира на малом предприятии, где раньше использовались обычные автономные кассы, способные отражать в чеке только суммовую информацию о покупке. Помимо традиционного размещения в магазинах, кассы есть у продавцов на рынках, у курьеров, даже на борту самолета, поэтому для каждой сферы необходимы конкретные решения, имеющие свои особенности. Как отмечали представители компании, общаясь с посетителями выставки ПЛАС-Форума на своем стенде, предлагаемое мобильное приложение разработано так, чтобы удовлетворить как можно большее количество потребителей из любой сферы розничной торговли. Сейчас с его помощью можно подключиться к большинству известных российских кассовых аппаратов, а так же банковских терминалов и ПИН-падов.

Фуад Гусейнов, руководитель процессного офиса Капитал Банк, и Дмитрий Опарин, исполнительный директор ELMA, поделились опытом внедрения BPM-системы в банке. Решение об изменении работы ИТ-систем банка было обусловлено тем, что для обеспечения функционирования основных процессов в банке применялось большое количество различных ИТ-решений – каждое со своим уникальным интерфейсом. Это делало поддержку и развитие процессов сложным и медленным, а обучение и инициацию новых сотрудников в работу – весьма трудоемкими. Учитывая сложившуюся ситуацию, командой Капитал Банка совместно с консультантами компании McKinsey были выработаны основные требования к будущей фронтальной информационной системе. Выбор в пользу решения ELMA был сделан, исходя из соответствия продукта обозначенным критериям оценки систем, наличия удобных пользовательских интерфейсов с возможностью гибкой настройки, а также комплексности решения, соответствующей комплексности поставленных задач. Итогом внедрения стала стандартизация процессов в филиалах и структурных подразделениях, централизация информации в процессах, введение единого окна доступа к процессам, сокращение количества ошибок ввода данных и возможность обработки больших объемов аналитической информации.

8

Мария Скалкина, управляющий партнер, THI, рассказала об основных трендах и драйверах цифровой трансформации. По ее словам, 99% клиентов становятся зависимыми от финансовых сервисов, учитывающих их контекстуальные потребности. Удачным примером такого сервиса является сингапурский стартап – приложение Swipe, которое рекомендует клиенту использовать ту или иную банковскую карту для получения максимальных скидок и вознаграждений. 89% клиентов ожидают от компаний, которым они лояльны, использования самых современных средств персонализации. При этом речь идет не только о платежах. Так, например, одна страховая компания предоставляет клиентам скидки, исходя из информации, полученной из домашних смарт-устройств. Также спикер отметила такой тренд, как бесконтактная оплата с помощью приложения Google без прикладывания карты или смартфона к ридеру (кассир, зная о наличии такого приложения у клиента, может дистанционно активировать списание с него денежных средств).

99% клиентов становятся зависимыми от финансовых сервисов, учитывающих их контекстуальные потребности

На стыке таких драйверов рынка, как упрощенная аутентификация, персонализированная поддержка клиентов и учитывание платежного контекста, в котором находится клиент в момент оплаты, и зарождается банкинг 3.0, – резюмировала Мария Скалкина.

Иннокентий Воловик, директор по развитию продуктов и технологий среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка, представил кейс «Полный отказ от офлайна: миф или ближайшее будущее», в котором презентовал внутреннее исследование банка о необходимости широкой офисной сети. «95% операций уже совершается через интернет-банк, и все большую популярность среди предпринимателей набирают мобильные приложения, функционал которых становится все шире. Для того чтобы в скором времени вообще не приходилось посещать офис, мы развиваем финтех-направление, применяя решения в области геолокации, больших данных и облачной безопасности», - рассказал в своей презентации И. Воловик.

В числе ключевых трендов спикер также обозначил рост количества открытых счетов через дистанционные каналы и выездных менеджеров. «Однако, – подчеркнул он, – для 87% клиентов все еще очень важна близость офиса к дому или работе, так что вопрос о полном переходе в онлайн пока остается открытым».

9

Дмитрий Силаев, коммерческий директор USABILITYLAB, представил юзабилити-рейтинг банковских iOS-приложений, составленный на основании удобства интерфейса и

функциональности. Также проводилась оценка доступности приложения для людей с ограниченными возможностями. Результаты исследований доступности не влияли на место банка в рейтинге, но включены в отчеты, который получают банки. Лидерами рейтинга стали Тинькофф Банк, ВТБ24, Сбербанк, Альфа-Банк и Промсвязьбанк. Д. Силаев рассказал о трендах функциональности мобильных приложений банков, привел примеры неочевидных проблем в интерфейсах и отметил основные проблемы доступности для людей с ограниченными возможностями.

Александр Щербаков, руководитель департамента продаж финансовых сервисов и рекламы Группы QIWI, ознакомил участников конференции с основными сервисами QIWI для банков, обратив внимание на возможность заключения агрегаторского договора, позволяющего принимать оплату поставщиков услуг в любых каналах банка, провайдерского договора, в рамках которого можно будет пополнять счета банка по любым идентификаторам в каналах группы QIWI, а также на сервис PayCard. Последний представляет собой витрину для платежей в неавторизованной зоне для клиентов любых банков с использованием карт, и систему денежных переводов CONTACT, которая позволяет банкам зарабатывать на сторонних сервисах. Отдельно выступающий отметил огромные возможности баннерной рекламы: на главном экране терминала размещается продуктовое предложение банка. Нажимая на баннер, пользователь попадает на брендированную страницу, где может ознакомится подробнее с условиями и оставить заявку на получение карты.

 10

Завершило сессию выступление Александра Кузнецова, зам. генерального директора, руководителя блока «Риски и безопасность», и Александра Цуркина, директора дирекции процессинга банковских карт UCS, которые рассказали о вариантах и видах архитектуры кошельковых приложений и преимуществах сервисов на базе электронного кошелька, предлагаемого банкам компанией UCS. В рамках выступления спикеры уделили внимание преимуществам электронных кошельков, а именно: повышение их привлекательности для банков за счет использования карт других банков для расчетов в интернете и каналах эмитента, возможности привлечения новых клиентов, рост доходов от сборов и укрепление бренда через социальные сети и другие виртуальные экосистемы, наличие персонального офиса, а также расширение спектра услуг и каналов обслуживания.

Вторая платежная Директива (PSD2) превращает банки в инфраструктурных провайдеров. Такое мнение озвучил Павел Шуст, исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), в ходе параллельной сессии «Финтех и банки. Инициативы, работающие на платежное сообщество. Будущее и настоящее», состоявшейся в Малом зале КВЦ «Сокольники».

По его словам, основной задачей регуляторов сегодня становится не надзор, а повышение эффективности платежного рынка. При этом одной из целей директивы PSD2 было стимулирование конкуренции среди платежных инструментов, поскольку сейчас в безналичных розничных расчетах доминируют карточные продукты.

На этом фоне Вторая платежная директива предусматривает, в том числе, разделение платежных сервисов на услуги по предоставлению источника фондирования (например, банковский счет) и интерфейс (т.е. способ управления деньгами – например, мобильное приложение, которое разрабатывает сторонняя организация, например, финтех-стартап). При этом банки не могут отказать последнему в доступе к счетам своих клиентов (если на это есть согласие клиентов). В результате банки теряют монополию на платежный интерфейс, превращаясь в инфраструктурных провайдеров, поставщиков стандартной услуги по переводу денег.

_vm_0755В свою очередь, финтех-компании, с точки зрения PSD2, не являются альтернативной банкам, а концентрируются на разработке интерфейса, там самым обогащая варианты взаимодействия всех участников рынка.

По мнению П. Шуста, реализация PSD2 может оказать серьезное влияние на рынок, поэтому аналогичные принципы в России следует внедрять аккуратно, с учетом реалий и специфики отечественного рынка.

В целом сессия «Финтех и банки» носила острый дискуссионный характер, приведем лишь некоторые высказывания ее участников.

Сергей Никитин, исполнительный директор Future Fintech: «Аналоговый подход к реализации банковских сервисов себя изживает. Само по себе ДБО не представляет никакой ценности для клиента, нужны люди, которые найдут, как с помощью ДБО закрыть реальные потребности клиентской базы. И здесь необходимо смотреть в сторону цифры».

Павел Рево, начальник управления электронной коммерции, Банк «Открытие»:

«К сожалению, очень многие финтех-евангелисты не очень хорошо понимают саму экономику платежной инфраструктуры, где ключевые решения принимают только сам плательщик и бизнес. Например, если вы придумываете новый способ платежа, то все 1,5 млн установленных на российском рынке устройств считывания должны быть адаптированы для его поддержки (для примера, совокупный парк POS-терминалов оценивается суммой порядка 30 млрд рублей). Подумайте, какие понадобятся инвестиции только для этого, далеко не единственного обязательного шага».

Вячеслав Чворо, аналитик отдела аналитики и исследований, служба по связям с общественностью, «Займер»: «До конца 2017 года или в начале 2018 года влияние NFC-технологии на платежный рынок станет одним из определяющих. Запуск Apple Pay в России стал рекордным по своим показателям по сравнению с другими странами мира, аналогичные прогнозы даются и по Android Pay. На этом фоне отечественные микрофинансовые институты сейчас полностью готовы к освоению данного сегмента платежного рынка».

Алма Обаева, председатель правления НП НПС, модератор сессии: «Сколько бы мы не обсуждали оптимальные размеры торговой уступки, нельзя забывать – в конечном итоге за все платит клиент».

Финансовые возможности банков позволяют им вкладывать значительные суммы в финтех и развивать это направление самостоятельно, рассматривая финтех-компании исключительно в качестве потенциальных партнеров

Андрей Погодин, член совета директоров Энерготрансбанка: «Общий объем инвестиций в развитие финтеха в мире в 2016 году составил 24,7 млрд долларов США, в то же время банки в 2014 году инвестировали в ИТ 314 млрд фунтов стерлингов. И хотя речь идет о несколько разных объектах инвестирования, на основании данных цифр можно утверждать, что финансовые возможности банков позволяют им вкладывать не менее значительные суммы и в финтех и развивать это направление самостоятельно, рассматривая финтех-компании исключительно в качестве потенциальных партнеров».

12

Четвертая, заключительная сессия первого дня Форума открылась выступлением Марии Милашевич, старшего аналитика Euromonitor International, с анализом основных тенденций современного платежного рынка в России и мире. В их числе она отметила отказ от наличных платежей, стратегию увеличения населения, охваченного банковскими услугами (так называемого банковского населения), меняющееся поведение потребителей, появление новых участников рынка, распространение мобильной коммерции, повышение безопасности коммерции и рост влияния азиатского региона. Также М. Милашевич обратила внимание на появление и развитие альтернативных каналов продаж, таких как подключенные устройства Интернета вещей, например, те же стиральные машины и холодильники. На текущий момент структура онлайн рынка товаров и услуг в России выглядит следующим образом: его объем составляет 1,7 трлн руб., при этом 11% объема приходится на мобильную коммерцию, а менее 1% всех мобильных платежей совершается в точке продаж. Основная доля онлайн продаж в России совершается все еще при помощи компьютеров.

Основной темой выступления Романа Прохорова, председателя правления Ассоциации «Финансовые инновации», стало регулирование цифровых валют. Существует три возможных сценария. Первый вариант – полный запрет «от выпуска до распространения» – является, по мнению спикера, низкоэффективным и труднореализуемым, о чем свидетельствует опыт, в частности, Исландии. Также он способствует миграции бизнеса в другие юрисдикции и развитию теневого рынка. Второй сценарий – разрешение эмиссии исключительно обеспеченных цифровых валют – предполагает исключение всех негативных последствий, связанных с выпуском необеспеченных цифровых валют и реализацию проектов цифровых валют в сфере межбанковских расчетов. Данный вариант реализуется, в частности, в Сингапуре. Наконец, третий – сбалансированный сценарий – предполагает учет рисков, связанных с волатильностью, анонимностью и отсутствием законодательных гарантий со стороны регулирующих органов по возмещению средств владельцам цифровых валют, выпуск обеспеченных цифровых валют для межбанковских расчетов и методологию 161-ФЗ в отношении переводов ЭДС (лимиты на суммы переводов, специфика анонимных переводов и пр.).

Р. Прохоров сообщил, что базовые принципы последнего сценария уже вносятся в соответствующий законопроект, который в ближайшее время будет направлен в Госдуму.

13Тему криптовалют продолжил Станислав Полозов, директор по маркетингу EMER, рассказав о преимуществах платформы EMERCOIN при применении в бизнесе и промышленности. Он отметил, что безопасность сетей усиливается путем использования двух протоколов: emcSSL (Secure Socket Layer), который обеспечивает беспарольный доступ пользователей на сайты, позволяет организовать безопасный доступ пользователей, решает вопрос удаленной аутентификации и делает невозможными MiM-атаки, и emcSSH (Secure SHell), представляющего собой надстройку над базовым сервисом, с помощью которой можно выстраивать и администрировать невзламываемые корпоративные сети любого (даже мирового) масштаба. Данная платформа может успешно использоваться везде, где требуется построение сверхнадежных, устойчивых к взлому сетей (банки, госслужбы, безопасность), обеспечивая заказчикам набор базовых инструментов для легкого и быстрого решения поставленных задач.

Завершая сессию, Дмитрий Мариничев, владелец и генеральный директор компании «Радиус Груп», интернет-омбудсмен, поделился своими идеями относительно перспектив использования блокчейн-технологии и криптовалют в России. По его мнению, в данном вопросе регулирование может быть опасным: примером тому является опыт Китая, правительство которого попыталось жестко взять ситуацию под контроль, но «было вынуждено пойти на попятный – ни один китаец от биткоина не ушел, все, как было, так и осталось, и даже натиск на биржи привел только к незначительному падению курса биткоина и больше ничего». В то же время Япония легализовала криптовалюту, приравняв биткоин к иене, «теперь снимает сливки». В Китае на текущий момент сосредоточено 40% биткоинов. Еще немного – и эта страна будет решать, по какому пути биткоину развиваться дальше, какой алгоритм выбрать. Государство, по мнению выступающего, должно задуматься, как управлять этими ресурсами и каким образом удержать прогрессивно мыслящих людей в своей юрисдикции. «Если только регулировать, а не думать, – подчеркнул Д. Мариничев, – мы выдавим весь финтех за границу».

По окончанию первого дня рабочей программы ПЛАС-Форума делегаты продолжили общение в неформальной обстановке в ходе коктейльной вечеринки с участием кавер-группы Must Have, на которой также состоялся увлекательный розыгрыш призов. Как и всегда на ПЛАС-Форуме, этот вечер запомнится нам надолго!

Партнеры и спонсоры ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017»

Е-ком Презентация РУС

Глобальный партнер – Mastercard.

Генеральные спонсоры: BIFIT, Verifone, Diebold Nixdorf, НоваКард, Микрон.

SMS спонсор - МТТ.

Главные спонсоры: Nexgo, Thales,  DNA , Infineon, INPAS, Ingenico , Gemalto , SafeTech,  UCS, ЦФТ, РОЗАН ФАЙНЭНС, QIWI, USABILITYLAB, PAX Technology, Московский Кредитный Банк, Лаборатория Касперского.

Партнеры: Samsung, ELMA, Bitel, NEW POS TECHNOLOGY, SDI CHINA, ОСТКАРД, СКАНТЕК, iDa Mobile, Compass Plus, Системы практической безопасности, Криптотех, КАРДХОЛЛ, Fime, Feitian Technologies, CASHOFF, Magicard, TSYS, Аладдин Р.Д., Avanpost, Оренкарт, Контакт-Дизайн, SMS Traffic,  SafeTech, SZZT Electronics, ПСИТ, ARS, Z-CARD, Третье Чувство, VisionLabs, Сколково.

Медиапартнеры: Banking Technology, Expomap, banki.ru, bankir.ru, Developing Telecoms, RUNET-ID, РАЭК, Интернет в Цифрах, Аналитика без границ, ФИНАМ, Expotrade, Financial IT, Гарант.ру, Системный администратор «БИТ», Frank Research Group, All Events, eMoneyNews.

Ассоциированные партнеры: CCI France, АРСИБ,  Ассоциация банков Северо-Запада, Ассоциация белорусских банков, Ассоциации кредитных и финансовых организаций Республики Башкортостан, НПС, Российский микрофинансовый центр, СРО НП МИР, Электронные деньги.






9-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи» пройдет в Москве 30 и 31 мая 2018 г.

Приглашаем спикеров и вендоров к участию в мероприятии! Сообщите нам о своем решении, написав по адресу: konstantin@plusworld.ru тел.: +7 925 005 40 05 (зам. председателя Оргкомитета Константин Гризов).

Зарегистрироваться в качестве делегата мероприятия вы можете здесь. Спешите, количество мест ограничено!

 Следите за новостями ПЛАС-Форума в Facebook и Twitter!

 Официальный хэштег Форума #ecomforum


Все
Глобальный партнер
Генеральные спонсоры
Коктейльный спонсор
Главные спонсоры
Партнеры
Медиапартнеры
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Глобальный партнер
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Глобальный партнер
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер