ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке *
Меню
  • Ключевые цифры Форума 2016:
  • Количество спикеров – 60+
  • Количество делегатов – 1000+
  • Компаний-спонсоров – 70+
7-8 июня 2017 г., Москва, КВЦ "Сокольники"
Июньский ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи»: день второй. Актуальные тренды финансовой индустрии
25.07.2017

7–8 июня в Москве медиахолдинг ПЛАС-Альянс провел 8-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017», посвященный анализу основных вызовов и задач, стоящих перед современным банковским бизнесом, платежной индустрией и ритейлом.

За два дня работы Форум #ecomforum посетили 1220 делегатов, в числе которых – представители банковского сектора, платежных систем, финтеха, операторов связи и транспорта, ритейлеров, компаний-поставщиков решений, регуляторов рынка и других государственных структур, а также ведущие российские и зарубежные эксперты индустрии. На площадках Форума выступили более 60 спикеров. Партнерами мероприятия стали 56 компаний, включая Глобального спонсора – Mastercard. Второй раз Форум прошел при поддержке Национальной платежной системы «Мир».

Участниками этого знакового для индустрии мероприятия были рассмотрены дальнейшее развитие основных положений регулятора, определяющих современные акценты банковской бизнес-модели, среднесрочные стратегии, учитывающие новую экономическую реальность; нынешнее состояние и развитие знаковых инфраструктурных проектов и их влияние на платежный бизнес; тренды digital banking; совершенствование коммуникаций с клиентом; модернизация имеющейся ИТ-инфраструктуры и иные перспективные инициативы.


Фотоматериалы форума #ecomforum доступны на официальной странице мероприятия.


В рамках Форума состоялись 7 сессий и спецмероприятия:

I сессия. Российская платежная отрасль в современных условиях. Куда идем?

II сессия. Банки и их конкуренты: перспективные модели развития финансовой розницы

III сессия. Банк в меняющемся технологическом окружении: от смартфона до блокчейна

IV сессия. Бизнес-модели в российском эквайринге. Контуры будущего

V сессия. Безопасность и борьба с киберпреступлениями. Вызовы 21-го века

VI сессия. Современные платежные инструменты и технологии. Форм-факторы и сферы применения

VII сессия. Финансовые и платежные сервисы глазами российского ритейла. Бизнес–кейсы. Барьеры и пути к успеху

Параллельные сессии:



Предлагаем вашему вниманию обзор докладов спикеров, принявших участие во втором дне конференции.

С обзором докладов спикеров первого дня, вы можете ознакомиться здесь.

Второй день конференциальной части Форума открылся сессией «Безопасность и борьба с киберпреступлениями. Вызовы 21-го века», модератором которой выступил Александр Санин, коммерческий директор «Аванпост».

14

Павел Ревенков, зам. начальника Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Главного управления безопасности и защиты информации Банка России, сообщил, что атаки с использованием социальной инженерии по-прежнему возглавляют рейтинг. На втором месте по популярности у преступников –атаки с использованием вредоносных ссылок и кода вируса. При этом, отметил он, число целевых атак крайне невелико – за прошедший год было выявлено всего 6 таких случаев. Обусловлено это высокой стоимостью их подготовки.

Также П. Ревенков рассказал о процессе развития технологий хищения денежных средств, который можно разбить на четыре основных этапа: на начальном этапе (до полугода) происходит анализ самой технологии и выявление в ней возможных уязвимостей (аналогия: логические атаки на банкоматы типа BlackBox); на втором – происходит процесс создание опытного образца (собственно само устройство BlackBox); на третьем – тестирование технологии хищения (тестирование на отдельных моделях банкоматов, а далее расширение модельного ряда); на заключительном – продажа инструмента и его развитие (массовые хищения у банков с использованием BlackBox, далее – создание полноценного программного инструмента логической атаки уровня SoftBox, и как итог – проникновение в сетевой сегмент процессинга или мониторинга банкоматов с помощью ВПО «Cobalt Strike» и производство логической атаки уровня «SoftBox» на сети банкоматов кредитно-финансовой организации).

В первом случае атака производится через АРМ КБР, при этом в числе пострадавших оказываются банки, не являющиеся участниками системы информационного обмена и не осуществляющие на регулярной основе мониторинг и сегментацию своих сетей. Второй вариант – логические атаки на сети банкоматов. Спикер отметил, что злоумышленники, как правило, очень хорошо знакомы с архитектурой банковских сетей, а вредонос может находится внутри системы длительное время (максимальный зафиксированный период – семь месяцев).

Говоря о недавней эпидемии вируса-шифровальщика WannaCry, П. Ревенков заметил, что по статистике, злоумышленниками было заражено в мире более 410 000 различных устройств и систем, хакерам удалось получить денежные средства пострадавших пользователей, в размере превышающим 120 тыс. долл. США. Что касается кредитно-финансовой сферы Российской Федерации, по информации полученной Центром, пострадало всего 7 банкоматов. Операционные системы банкоматов были благополучно переустановлены, иных потерь нет.

_vm_0077

Эксперты сошлись на том, что плодородную почву для действий мошенников обеспечивает в первую очередь неграмотность пользователей в сфере информационной безопасности. Не случайно действия хакеров нацелены в основном на потребителей финансовых услуг. Василий Окулесский, начальник управления безопасности НСПК, отметил, что хакеры атакуют средства, сервисы, саму личность клиента. Если бы люди были более внимательны и правильнее относились бы к своим ресурсам, которыми они пользуются каждый день, все эти атаки были бы менее существенны, – отметил он. В. Окулесский выделил основные виды мошенничества, которые характеризовали три последние года: 2015-й – атака на счет клиентов, DDoS-атаки на банки, карточные CNP-операции; 2016-й – атаки на счета банков, DDoS-атаки на банки, карточные CNP-операции; 2017-й – криптовирусы, DDoS-атаки на банки и те же карточные CNP-операции. В заключение он отметил, что в России нормативное обеспечение информационной безопасности финансовой отрасли является самым совершенным среди всех отраслей. Выполнение этих требований гарантирует снижение рисков нарушения предоставления финансовых услуг и продуктов, а также сохранение денежных средств клиентов и банков.

Алексей Голенищев, директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка, заявил, что «каждое юридическое лицо после 18:00 становится физлицом. И его также поджидают мошенники». В числе основных угроз, озвученных спикером, были выделены «разводы» по телефону (голосовая социальная инженерия, SMS о блокировке карты, от родственников, SMS-«выигрыши», SMS со ссылками на трояны в интернете, изготовление дубликатов SIM-карт); «разводы» по электронной почте (мошеннические письма со ссылками на сайты с вирусами, рекламные рассылки, приглашения на работу); подброшенные потенциальной жертве флешки с троянами, а также мошеннические действия с использованием интернет- и мобильного банка. Также спикер отметил, что основные атаки направлены на потребителей финансовых услуг и корпоративные сети.

15

Денис Горчаков, руководитель группы исследования и анализа мошенничества Kaspersky Fraud Prevention, выделил основные угрозы информационной безопасности банков. Так, по исследованиям «Лаборатории Касперского», каждый третье финансовое учреждение в мире сталкивалось с инцидентами в интернет-каналах обслуживания. 25% банков испытывали сложности с удаленной идентификацией пользователей, и более 50% ожидают увеличения убытков из-за действий кибермошенников.

Банки в первую очередь беспокоят фишинг и социальная инженерия (46%), беспечность и неосторожность их клиентов при использовании финансовых сервисов (41%), а также важность сохранения баланса между удобством и безопасностью (38%). При этом в приоритетах самих пользователей такой критерий, как безопасность, при выборе банка стоит на 17-м месте. По мнению Д. Горчакова, очень важно искать баланс между удобством и безопасностью, для чего можно использовать технологию RBA – Risk Based Authentication. Система распознает хорошего клиента и позволяет ему совершить транзакцию без ввода секретного кода. Как показали исследования Visa и Mastercard, до 30% отказов происходит при запросе OTP. При использовании же RBA только 5% пользователей будут проходить дополнительную проверку.

Максим Коптев, руководитель направления, отдел контроля качества и организации процессов противодействия кибермошенничеству ПАО «Сбербанк», рассказал о наиболее актуальных схемах мошенничества в ДБО. Он подтвердил информацию, озвученную предыдущими спикерами: наиболее востребованными схемами мошенничества являются те, что базируются на методах социальной инженерии. Особенно часто используются фрод-рассылки с побуждающими действиями, различные варианты мошенничества в соцсетях, например, отправка сообщений от имени друга, сотрудников банка, а также от имени третьих лиц, предлагающих быстрый заработок или трудоустройство при условии предоплаты. Также популярны обманные схемы на сайтах бесплатных объявлений и при покупке товара с оплатой P2P, при этом, по словам спикера, защита со стороны банка чаще всего не работает. Даже при наличии подозрений у банка и предупреждении им своих клиентов последние не всегда реагируют на эти предупреждения. Основные причины успеха социальной инженерии со стороны мошенников М. Коптев видит в низком уровне осведомленности населения, а также простоте реализации фрод-рассылок в промышленных масштабах. Мошенники научились мастерски организовывать фальшивые call-центры. В итоге мы наблюдаем очень много проблем с выявлением всех звеньев мошеннической цепи и конечного бенефициара.

Также спикер сообщил, за последний год количество предотвращенных попыток кибермошенничества увеличилось в три раза, в то время как объем реализованного мошенничества уменьшился в два, это является  одним из лучших показателей в банковской индустрии.

_vm_0118

«Инциденты всегда будут происходить – просто нужно быть подготовленным. И использовать правильный инструментарий», – подчеркнул Иван Сушков, менеджер по развитию бизнеса Gemalto Enterprise & Cyber Security, представляя решения SafeNet HSM. Такие инструменты, как Gemalto Payment HSM (Luna EFT) и HSM SafeNet Protect Server 2, по его словам, решают весь необходимый спектр задач по обеспечению безопасности платежей в соответствующих системах. HSM SafeNet Protect Server 2 представляет собой оптимизируемую платформу, в которой реализованы все необходимые механизмы для обеспечения безопасности при построении платежных систем, мобильных приложений, персобюро, и которая соответствует всем требованиям платежных систем и стандартов безопасности. В частности, SafeNet HSM Protect Server 2 используется для генерации и безопасного хранения ключей и управления ими в сфере электронной коммерции и пр. Данную платформу поддерживают большинство производителей ПО и платежных решений. Также сейчас проходит период особых условия для замены, очень популярных, но окончательно устаревших и выведенных из обращения HSM Gold и Orange, отметил спикер.

В свою очередь, специализированное решение для банков и платежного мира Gemalto Payment HSM (Luna EFT 2) содержит в себе все самые распространение алгоритмы и необходимый инструментарий с реализацией всех актуальных спецификаций  платежных систем, будь то ApplePay, Visa или же MastrerCard либо Union Pay, а также удаленное распространение ключей для терминалов и банкоматов. Отдельно отмечено, что этот функционал Gemalto Payment HSM несет в себе без дополнительного лицензирования, по принципу “out of the box” что выгодно отличает его от других устройств на рынке.

Gemalto Payment НSM имеем сертификат PCI HSM, он защищен на высшем уровне и усилен такими средствами безопасности, как двухфакторная многопользовательская аутентификация для подключения и администрирования: в нем применяются USB ключи eToken, устройство может использоваться как локально так и удаленно. При этом оно поддержано большинством производителей ПО для платежных решений.

16

Саймон Китс (Simon Keates), квалифицированный специалист по информационной безопасности компании Thales, сообщил, что основная доля мошеннических операций в настоящее время производится в сегменте ДБО. При этом фальсификаций платежных карт стало значительно меньше – преступников, по сути, удалось выдавить из этого сегмента. Следовательно, банкам крайне важно обеспечить безопасность хранящихся у них данных, поскольку именно последние сейчас находятся в центре внимания злоумышленников. С. Китс отметил преимущества использования HSM-решений, которые обеспечат защиту ключей путем развития бизнес-логики и внедрения дуального контроля. Также он рассказал о платформе Vormetric Data Security, с помощью которой можно обезопасить компанию от инсайдерских атак любой сложности.

_vm_0150

Как отметил Андрей Шипилов, руководитель направления «Антифрод» компании ООО «Консалтика» поделился идеями, как построить мультиканальную систему нового поколения для комплексного предотвращения мошенничества. По его словам, основные проблемы организаций связаны с использованием разных типов систем для разных типов мошенничества. Яркий пример – случай в Республике Казахстан, когда долгое время не удавалось выяснить источник массового съема денег клиентов. Виновниками оказались сотрудники банка, но без использования интегрированных систем безопасности быстро установить мошенников и тем более предотвратить их махинации было невозможно. Оптимальным решением здесь видится использование мультиканальной аналитической платформы. Обогащение системы кроссканальными данными из различных систем позволяет создавать единые поведенческие модели мошеннических действий, целостная картина дает возможность анализировать весь цикл мошенничества, а также обучать систему на полном цикле мошеннических действий. Также спикер рассказал о возможностях использования Интернета вещей в сфере обнаружения мошенничества: так, дополнительный анализ поведения сотрудников при помощи IоT в совокупности с Machine Learning позволяет достичь результатов в выявлении мошенничества, ранее не доступного системам, использующим стандартный подход.

Завершило сессию выступление независимого эксперта Николая Пятиизбянцева, который рассказал о ключевых проблемах, связанных с безопасностью платежей.

Так, по его словам, латентность преступлений в этой сфере составляет 99%, поскольку по многим преступным действиям, таким, например, как отправка мошеннических SMS (покушение на мошенничество), уголовные дела никогда не возбуждаются. Еще одной проблемой является сложность с территориальностью возбуждения и расследования уголовного дела. Между подразделениями полиции «начинается настоящий пинг-понг, все ищут не столько виноватых, сколько тех, кому можно спихнуть это дело». Не менее трудоемким оказывается процесс возврата незаконно списанных денег. Если деньги поступили на счет получателя, то вернуть их можно только по распоряжению самого получателя

(мошенника) либо по решению суда. В рамках уголовного судопроизводства, дело до суда может вообще не дойти (мошенник не будет установлен). При решении спора в арбитраже шанс на возврат есть, но продолжительность процесса составит несколько месяцев, и за это время мошенник вполне может закрыть в банке свой счет и вывести похищенные денежные средства, механизмы борьбы с такими схемами, отметил спикер, до сих пор не выработаны. В основном усилия Центрального Банка РФ по противодействию легализации

(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, резюмировал эксперт, направлены на борьбу с обналичиванием, а не предотвращение хищений с банковских счетов.

17

Шестая сессия (модератором выступил Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации») открылась выступлением Михаила Федосеева, директора по развитию бизнеса и цифровых технологий Mastercard в России. Он рассказал об инновационных решениях и лучших практиках платежной системы. По словам выступающего, цифровая стратегия Mastercard заключается в том, что любая карта может быть «оцифрована» в мобильном устройстве. В этом году Mastercard отмечает 20 лет работы на российском рынке, и компания гордится тем, что целый ряд инноваций связаны именно с ее работой. В частности, Mastercard первой в России продемонстрировала и стала распространять бесконтактную технологию оплаты. И именно Mastercard и МТС первыми в 2012 году продемонстрировали возможность оплаты мобильным телефоном в одно касание. Следующий этап – появление технологии Embedded Secure Elements (eSE) – встроенного элемента безопасности на телефоне для хранения информации для осуществления NFC-транзакций. На рубеже 2014–2015 годов с появлением технологий HCE начинается массовая история мобильных платежей. Следующая важная веха, обозначенная М. Федосеевым, – возможность, появившаяся в 2015 году, полностью эмулировать нефинансовые сервисы в мобильном устройстве на базе протокола M\Chip.

Наконец, рассказал М. Федосеев, эпохальным событием стало появление новой технологии токенизации и запуск цифровых гигантов – Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Спикер отметил, что все глобальные кошельки были введены в эксплуатацию в рекордный срок. Причем Mastercard снова лидирует – она первой внедрила в России платформу токенизации, и в результате именно держатели карт Mastercard смогли первыми воспользоваться сервисами Apple Pay и Samsung Pay.

Игорь Родионов, региональный директор ЦФТ, остановился на вопросах управления цифровым обслуживанием клиентов. В числе наиболее актуальных трендов он выделил диджитализацию, предполагающую оцифровку сервисов и вывод их в электронные каналы: интернет-банк, мобильные приложения и устройства самообслуживания, а также превращение смартфонов в основную площадку коммуникации банка с клиентом. Вторым важным трендом является разнообразие методов идентификации клиента: сейчас наблюдается отход от банковской карты как основного форм-фактора идентификации клиента. Наконец, нельзя игнорировать важность омниканальности: операция, начатая в одном канале, может быть закончена в другом: клиенту удобно получать услуги по максимальному количеству каналов – от офиса банка до его сайта и платежного терминала. При этом, подчеркнул спикер, необходимо обеспечить одинаковое качество услуг независимо от канала. Задачи банков в этой сфере примерно одинаковые: доступность единой информации о клиенте и его продуктах во всех каналах, быстрый вывод продуктов на рынок, сокращение расходов на персонал, снижение издержек на поддержку каналов и т. п.

_vm_0895

Еще одним важным моментом является увеличение объема продаж: так, по данным исследования IDC, при использовании омниканальных решений выручка компаний увеличивается на 20%. Для решения этих задач спикер рекомендовал использовать сервис «ЦФТ-Управление сетями самообслуживания». В числе наиболее важных функциональных модулей решения были названы централизованное управление поставщиками услуг и сценариями оплаты услуг, взаимодействие с процессинговым центром банка, работа с АБС банка в части передачи реестра транзакций, реализацию онлайн-режима работы с устройствами самообслуживания, мониторинг работоспособности инфраструктуры банка, управление денежной наличностью в устройствах банка, персональные предложения и пр.

Денис Калемберг, основатель и генеральный директор компании SafeTech, раскрыл основные тенденции мошенничества в современном ДБО, отметив, что использование для защиты только антивирусных средств нередко оказывается недостаточным. Сейчас наблюдается как «расцвет» традиционных методов атак на ДБО, включая фишинг, заражение рабочих станций, смартфонов и социальную инженерию, так и появление новых методов и средств, таких как подмена реквизитов платежных документов, эксплуатация уязвимостей сигнальных телефонных протоколов SS7, использование ложных базовых станций мобильных операторов. Против комбинаций этих методов уже недостаточно эффективны традиционные средства защиты (SMS, генераторы одноразовых паролей, скретч-карты и пр.), все чаще мошеннические платежи проходят и через антифрод-системы. Для клиентов банков, предпочитающих использовать ПК и ноутбуки, компания SafeTech предлагает решение SafeTouch класса «доверенный экран», обеспечивающее защиту от всех известных на сегодняшний день удаленных атак. А для пользователей мобильных устройств у компании есть решение PayControl, позволяющее подтверждать транзакции и подписывать электронные документы непосредственно в мобильном приложении. При этом использование PayControl предоставляет банкам гибкие возможности выбора. Во-первых, оно позволяет им предоставить своим клиентам средства подтверждения операций на мобильном устройстве усиленной электронной подписью, а во-вторых, в дополнении к этому, возможность формирования при использовании мобильного устройства квалифицированной подписи. Второй вариант идеально подходит для клиентов – юридических лиц и подразумевает использование совместной разработки компаний КРИПТО-ПРО и SafeTech на базе программно-аппаратного комплекса облачной электронной подписи КриптоПро DSS и системы подтверждения электронных транзакций PayControl.

foto1


Компания ЗАО «Розан Файнэнс» представила на выставке ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи» новое решение в форм-факторе обычной банковской карты  для биометрических решений – биометрическую платежную карту. Как рассказала выступившая на конференции Александра Прокудина, директор по развитию бизнеса Розан Файнэнс, данные карты были успешно апробированы в ходе пилотных проектов в Южной Корее. Теперь карты с поддержкой биометрической аутентификации станут доступны и в России – уже ведутся переговоры с несколькими банками.

По словам А. Прокудиной, текущие решения по биометрической аутентификации не всегда удобны для пользователя и требуют значительных инвестиций. Это же касается и некоторых существующих биометрических инструментов: они сложны для внедрения и интеграции в банковскую инфраструктуру. Кроме того, не все пользователи склонны использовать такие решения из-за вопроса гигиены. Биометрическая карта позволяет решить все вышеозвученные вопросы.

Спикер рассказала, что данные карты будут приниматься на терминалах со специальным ПО, при его отсутствии можно будет расплатиться традиционным способом.

Процесс регистрации пользователя занимает не более минуты, на карту можно записать до пяти отпечатков пальцев.

На рынке будет представлено 4 вида карт: на батарейке, с аккумулятором, с дисплеем и без дисплея. На картах с дисплеем будет отражаться информация о транзакции, а также по программам лояльности и пр.

В заключение А. Прокудина отметила, что данное решение практически не требует инвестиций от банка в текущую инфраструктуру.

_vm_0463

Трансформация платежной индустрии стала центральной темой выступления Владимира Крупнова, директора и основатель компании НоваКард. Он выделил пять наиболее значимых с этой точки зрения трендов: появление множества многофункциональных платежных карт; увеличение доли бесконтактных карт (например, доля бесконтактных карт в общем объеме производства НоваКард с 2015 года выросла с 6% до 47%); появление новых форм-факторов (оплата браслетами, брелоками, смарт-часами и мобильным телефоном входят в повседневную практику); отказ от материальных носителей в пользу виртуальных (в данном контексте спикер рекомендовал использовать TSM-сервис для управления жизненным циклом карты «по воздуху», и удаленной персонализации) и появление отечественных платежных систем, а также отечественных решений, например, микропроцессоров от ПАО «Микрон». Отметим, что на выставке ПЛАС-Форума компания НоваКард, крупнейший российский производитель платежных инструментов, впервые представила карты национальной платежной системы «Мир» с банковским чипом отечественного производства, поставщиком которых выступил «Микрон».

Завершило сессию выступление Маттиаса Грюенауера, менеджера по развитию чип-бизнеса «Инфинеон Технолоджис», который поделился опытом многофункциональных проектов в сфере частно-государственного партнерства. В Германии электронная идентификационная карта существует уже более 10 лет, у нее более 60 млн держателей, и используется она в том числе как инструмент для предоставления дополнительных услуг. Как оказалось, на текущий момент только 15% держателей используют eID-функционал. Между тем возможности этой карты достаточно широки: ее можно использовать для онлайн-регистрации в страховых компаниях, регистрации на сервисах по выписке штрафов, при подаче электронной налоговой декларации и пр. Более успешный проект имел место в Индонезии: там электронной социальной картой владеют 65,5 млн человек. Для ее запуска правительство использовало инфраструктуру банков, которые получают комиссию от правительства за транзакции, совершенные гражданами с низким уровнем доходов. При этом использовать такую карту можно практически во всех инфраструктурных сегментах.

19

Заключительная сессия Форума, посвященная взгляду российского ритейла  на финансовые и  платежные сервисы , открылась выступлением ее модератора – Михаила Дайхина, директора управления по развитию финансовых технологий компании «Юлмарт». Он обозначил основные шаги на пути к «обустройству безналичных платежей». По словам спикера, в зону ответственности его подразделения входит централизованное и равновесное взаимодействие с финансовыми компаниями по следующим направлениям: полный контроль процесса приема платежей, поддержание отношений с банками и платежными системами по совместному продвижению их продуктов среди клиентов «Юлмарта», разработка финансовых продуктов. Так, тысячи клиентов стали держателями кобрендовой карты Юлмарт – «Тинькофф – Mastercard­», в завершающей стадии создание сервиса онлайн-страхования покупок. В числе ключевых задач М. Дайхин отметил обеспечение режима «одного окна» для всех партнеров компании, а также интеграцию «следов» платежных транзакций в системы бизнес-аналитики и CRM, что позволяет впоследствии использовать их для разработки совместных акций, профилирования аудитории и повышения объема продаж.

Перед компанией «Юлмарт», как и всем рынком, стоит задача по снижению объема наличных платежей. Для этого, по словам спикера, необходимо построить эффективный диалог с представителями финансовой отрасли, в первую очередь – в вопросах стоимости эквайринга. «При наших оборотах каждая сотая доля процента комиссии – существенна», – подчеркнул М. Дайхин. Он сформулировал ключевые тезисы для повышения доли безналичных платежей, адресованные участникам платежного рынка. Во-первых, понятные и прозрачные тарифы платежных систем должны находиться в открытом доступе, во-вторых, тарифы должны быть сопоставимыми для всех индустрий – при аналогичных объемах бизнеса тарифы могут различаться в несколько раз. Наконец, базовые ставки эквайреров также должны находиться в открытом доступе, что не позволит вступать в игру недобросовестным посредникам. В ответ индустрия ритейла, предположил спикер, пойдет на снижение порога оборота для обязательного приема платежных карт.

Павел Соловьев, заместитель директора департамента развития продуктов и бизнеса НСПК, рассказал о платформе транзакционного маркетинга «Мир», которая позволяет банкам получать дополнительное комиссионное вознаграждение, розничным предприятиям – создавать целевые маркетинговые предложения для держателей карт платежной системы «Мир», а держателям карт – получать денежное вознаграждение от розничных предприятий при оплате картами «Мир». Важно отметить, что программа не требует от участников технических доработок, а интегрируется в текущую схему безналичных расчетов платежной системы.

Платформа транзакционного маркетинга платежной системы «Мир» позволяет розничным предприятиям привлекать новых клиентов, бороться с оттоком существующих, повышать оборот за счет стимуляции частоты покупок и размера среднего чека, а также оптимизировать клиентский поток по временной шкале.

В качестве примера П. Соловьев привел типовую акцию для ресторанов, предусматривающую начисление cashback держателям карт «Мир», оплатившим заказ в будние дни на сумму больше определенной. Цель акции – увеличение среднего чека и посещаемости ресторана в будние дни.

В заключение спикер отметил, что выплата cashback клиенту производится только за осуществление целевой покупки, а присоединение к платформе бесплатно и не требует от розничных предприятий технической интеграции.

Максим Сидоров, начальник отдела платежных сервисов, департамент маркетинга и финансовых услуг МТС, сообщил, что оператор создаст предоплаченную HCE-карту и будет конкурировать с Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay. Также он рассказал об эволюции платежных сервисов компании, отметив в числе прочего партнерство с Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay, возможность токенизации любой банковской карты МТС Банка (в том числе – виртуальной карты, привязанной к ЭДС Кошелька) в приложении «МТС Деньги» через системы MDES и VTS,. А так же возможность токенизировать кошелек МТС Деньги через виртуальную карту в Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay.  В заключение спикер поделился планами компании. Так, в 2018 году планируется дать возможность банкам токенизировать свои карты в кошельке МТС Деньги, что позволит сервису, по сути, встать в один ряд с глобальными мобильными кошельками.

20

Анастасия Масленникова, вице-президент, директор по развитию электронного бизнеса «Почта Банка», представила альтернативный взгляд на программу лояльности. Она отметила, что программа лояльности – это прежде всего не деньги, а целевая помощь клиенту. Следовательно, с ее помощью нужно создавать уникальные привилегии. Например, для своих клиентов, совершающих покупки в интернет-магазинах, «Почта Банк» разработал специальный продукт, который позволяет снимать типовые барьеры клиента, связанные с покупкой товаров в сети. «Пакет онлайн-покупателя» предусматривает защиту клиента от трех типовых рисков при приобретении товара в сети: бесплатный возврат покупки, бесплатный ремонт техники (если купленная техника оказалась неработоспособной) и компенсация разницы в цене, если покупатель нашел аналогичный товар в российском интернет-магазине по более низкой цене. При этом гарантия лучшей цены распространяется на все интернет-покупки, совершенные по карте «Почта Банка» в любом интернет-магазине.

Выгоды торговых точек и потребителей от участия в рынке платежей стали центральной темой выступления Егора Кривошеи, специалиста по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» бизнес-школы СКОЛКОВО. Он предложил задуматься над тем, каким образом можно отказаться от баланса издержек и перейти к модели баланса выгод. Проблемы традиционного метода, основанного на издержках, заключаются в зависимости от входных параметров, отсутствии возможности разграничить разные уровни межбанковской комиссии (например, между типами торговых точек), игнорировании стратегических мотивов торговых точек и экономических эффектов. Регуляторные и стимулирующие инициативы изменения межбанковской комиссии базируются на традиционных подходах, и до сих пор ни одна интервенция не привела к улучшению благосостояния участников безналичной экономики. Эффективное развитие и регулирование рынка должно использовать более продвинутые методы, отметил спикер, основанные на выгодах финальных пользователей услуг, а не только балансе издержек провайдеров. Смешение инструментов определения эффективных цен и комплексный подход к мерам стимулирования рынка позволят избежать ухудшения благосостояния участников рынка.

В рамках выставочной части (подробный репортаж с которой портал PLUSworld.ru представит в ближайшее время) Форума Московский кредитный банк (МКБ) представил платежный терминал «Электронный кассир». Как отметила начальник управления развития транзакционного бизнеса МКБ Марина Арищенко, на сегодняшний день на рынке в эксплуатации находится около 1 тыс. таких устройств. «Электронный кассир» принимает как наличную, так и безналичную оплату и позволяет снизить риски при работе и хранении наличности, исключить ошибки и мошенничество персонала, расходы на услуги инкассации и на заработную плату кассирам, сократить издержки на содержание кассы.

В условиях введения новых правил по использованию онлайн-касс в рамках изменений в 54-ФЗ платежный терминал МКБ также позволяет владельцам ТСП избежать дополнительных расходов на переоборудование и поддержание работы ККТ. Оплата товаров и услуг, осуществляемое через такое программно-техническое решение для бизнеса, происходит по аналогии с тем, как будто клиент приходит с платежным поручением в банк. Кроме того, таким образом, ритейлер минимизирует свои риски по работе с наличностью, так как банк берет на себя ответственность за проверку подлинности денежных знаков.

«Эти решение – аналог устройства офиса банка. Его установка аналогична ситуации, когда на территории ТСП находится мини-офис банка и все платежи проходят по аналогии с платежным поручением», – резюмировала М. Арищенко.

21

Не осталась без внимания участников Форума и тема вступления в силу поправок к 54-ФЗ. Так, Заур Бесолов, заместитель председателя правления АО «РФИ Банк», рассказал об аналогичном опыте зарубежных коллег. В частности, в Южной Корее после принятия соответствующего закона многие ритейлеры перестали принимать карты либо предлагали клиентам скидку за наличный платеж. Правительство быстро решило эту проблему запуском национальной лотереи, где лотерейными билетами были электронные чеки. Разыгрывались дома, машины, квартиры – и в итоге потребители по сути вынудили ритейлеров к приему платежных карт.

В Чехии же история онлайн-фискализации выглядит менее оптимистично: около 30% местных ресторанов и ТСП после вступления в силу новых правил были вынуждены закрыться, лишившись прибыли.

«Нас ждет много сюрпризов», – отметил спикер, – но нужно понимать, что «облачные чеки – это залежи золотой руды в плане получения аналитических данных».

Завершился Форум выступлением Владимира Канина, генерального директора PayMe, который обозначил как основные пробелы, так и позитивные моменты новых требований 54-ФЗ. В частности, он отметил, что изначально в проекте не было предусмотрено использование фискального накопителя, что механика отправки чеков на e-mail плохо продумана, а 50% опрошенных ритейлеров еще нынешней весной не знали, что такое онлайн-фискализация. При этом для производителей кассового оборудования открывается колоссальный новый рынок, поскольку 50% знающих точно планируют подключать эквайринг по новым правилам, а 30% – «скорее всего, будут». Спикер выделил два класса наиболее востребованных решений: во-первых, это мобильные кассы для курьеров и торговых точек с малой проходимостью, во-вторых, POS-терминалы для точек с большой проходимостью.

22

Также в этот день состоялся семинар «Финансовая доступность: стратегия успеха и поиск новых возможностей для бизнеса, общества и государства», модератором которого выступила Надежда Прасолова, зам. начальника отдела, служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России. На семинаре были рассмотрены перспективы использования инструментов финансовой доступности, уроки и истории успеха, которые сегодня волнуют и вдохновляют инициаторов программ финансовой доступности. Особое внимание было уделено роли финансовых технологий в финансовой доступности на российском рынке, а также вопросам специфики оценки успешности проектов в области финансовой доступности. В семинаре приняли участие Эльман Мехтиев, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков, Сергей Антонян, руководитель направления исследований финансовых технологий, Аналитический центр НАФИ, а также Екатерина Семерикова, руководитель проекта по исследованию финансовых инноваций, и Оксана Кабакова, руководитель проекта по исследованию финансовой инклюзивности, Московская Школа Управления Сколково.

По мнению исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков (АРБ) Эльмана Мехтиева, удаленная идентификация с использованием биометрических персональных данных – это фундамент построения цифрового пространства. При этом он отметил, что не только без государственного участия, но и без частной инициативы такой фундамент построить не удастся. Говоря о социальной ответственности банков, он заметил, что банки будут заниматься и финансовой грамотностью, и защитой прав потребителей, и финансовой доступностью. Но не ради красивых слов про корпоративную социальную ответственность, а исключительно ради своего собственного развития. Финансовая грамотность нужна банкам для того, чтобы у людей хватало средств на обслуживание своих обязательств и кредитные портфели банков были бы качественными. Защита прав потребителей нужна для того чтобы потребители, образно говоря, завтра не исчезли бы как класс от действий некоторых игроков, ориентированных только на краткосрочную прибыль. А финансовая доступность нужна банкам для того чтобы клиентов становилось больше и рос бизнес банков. Но при этом и государство не должно придумывать слишком много правил и вводить какие-то ограничения, не обращая внимание на ту нагрузку, которую бизнес уже имеет.  Необходимо просто убирать излишнее, придерживаясь принципа – прежде чем ввести одно правило, нужно убрать два существующих.

Кроме того, по мнению Э. Мехтиева, финансовая доступность, потребление финансовых услуг будет расти вне зависимости от нашего желания, только в том случае, если будут равные условия для всех профессиональных игроков, а потребитель будет говорить, что ему нужно, «а не мы с вами должны решать – дать ему сначала платежи, а потом кредиты, или наоборот».

_vm_0392

Только 15% россиян уверены в хороших знаниях финансовых услуг: такие данные привел руководитель направления исследований финансовых технологий НАФИ Сергей Антонян. Исследование НАФИ показало, что финансовые услуги сегодня сложны для понимания населения. Вопрос финансовой доступности остается проблемным. В частности, С. Антонян отметил, что существует «информационный барьер». Это означает то, что люди, сталкиваясь с документами финансовых организаций, зачастую не могут разобраться в предлагаемых им финансовых услугах: им сложно посчитать процентную ставку, понять, какой продукт для себя выбрать и пр.

Кроме того, информационный барьер усугубляется тем, что уровень финансовой грамотности достаточно низок. По субъективной оценке, лишь 15% населения заявляет о том, что их знания в области финансовых услуг «отличные» или «хорошие». Объективная оценка в целом соответствует субъективной: информационный барьер усугубляется низкой финансовой грамотностью.

Также выступающий отметил, что переход населения в дистанционные каналы пока еще далек от своего завершения. В то же время активно растет использование безналичных платежей. Более 63% населения имеют банковские карты. «Они постепенно открывают для себя весь функционал, теперь уже не только снимая cash в банкоматах, но и начинают пользоваться различными платежными сервисами. Но, к сожалению, этот процесс идет неравномерно, и как раз пожилые люди отстают в этом плане», – отметил представитель НАФИ. На сегодняшний день около 26% населения по всей России имеют тот или иной способ доступа к банковскому счету удалено, но среди пожилых этот уровень значительно ниже – всего лишь 15%. Для сравнения – у группы активного возраста 35-45 лет этот показатель составляет около 40%.

Руководитель проекта по исследованию финансовых инноваций Московской школы управления СКОЛКОВО Екатерина Семерикова рассказала о роли финтеха в повышении финансовой доступности. По ее словам, основными сферами, где финтех-стартапы сегодня играют значимую роль, являются микрофинансирование, кредитная история, денежные переводы и безналичные платежи. При этом 82% финтех-стартапов в России уверены, что их сервисы положительно влияют на финансовую доступность.

В качестве реально действующих отечественных кейсов представитель бизнес-школы СКОЛКОВО привела пример платформы AxiCredit, обеспечивающей все процессы по управлению кредитами, включая скоринг и проект биометрических платежей в школах «Ладошки».

Е. Семерикова отметила, что финтех-стартапы – не панацея, и без государственных программ по повышению финансовой грамотности и доступности, а также без активности банков, направленной на финансовую доступность, повышение показателей вовлеченности в финансовую индустрию не будет.

Еще один представитель Московской школы управления СКОЛКОВО – руководитель проекта по исследованию финансовой инклюзивности Оксана Кабакова рассказала на примере кейса «Школьная карта» в Республике Татарстан об экосистеме финансовой доступности, количественных и качественных выгодах таких проектов для участников экосистемы. Резюмируя свое выступление она отметила, что роль проектов финансовой доступности – это не столько задача государства, сколько всех участников экосистемы, не только социальная ответственность, но и важный элемент бизнес-стратегии.

В своем заключительном слове председатель Оргкомитета Александр Гризов поблагодарил участников мероприятия и напомнил о новом поводе для встречи: «Ждем вас на следующем, 9-м ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи» 30–31 мая 2018 года!» Он также напомнил, что ближайший ПЛАС-Форум состоится уже 4–5 октября этого года, обратив внимание делегатов, что регистрация на него уже открыта.

Партнеры и спонсоры ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2017»

partnery

Глобальный партнер – Mastercard.

Генеральные спонсоры: BIFIT, Verifone, Diebold Nixdorf, НоваКард, Микрон.

SMS спонсор - МТТ.

Главные спонсоры: Nexgo, Thales,  DNA , Infineon, INPAS, Ingenico , Gemalto , SafeTech,  UCS, ЦФТ, РОЗАН ФАЙНЭНС, QIWI, USABILITYLAB, PAX Technology, Московский Кредитный Банк, Лаборатория Касперского.

Партнеры: Samsung, ELMA, Bitel, NEW POS TECHNOLOGY, SDI CHINA, ОСТКАРД, СКАНТЕК, iDa Mobile, Compass Plus, Системы практической безопасности, Криптотех, КАРДХОЛЛ, Fime, Feitian Technologies, CASHOFF, Magicard, TSYS, Аладдин Р.Д., Avanpost, Оренкарт, Контакт-Дизайн, SMS Traffic,  SafeTech, SZZT Electronics, ПСИТ, ARS, Z-CARD, Третье Чувство, VisionLabs, Сколково.

Медиапартнеры: Banking Technology, Expomap, banki.ru, bankir.ru, Developing Telecoms, RUNET-ID, РАЭК, Интернет в Цифрах, Аналитика без границ, ФИНАМ, Expotrade, Financial IT, Гарант.ру, Системный администратор «БИТ», Frank Research Group, All Events, eMoneyNews.

Ассоциированные партнеры: CCI France, АРСИБ,  Ассоциация банков Северо-Запада, Ассоциация белорусских банков, Ассоциации кредитных и финансовых организаций Республики Башкортостан, НПС, Российский микрофинансовый центр, СРО НП МИР, Электронные деньги.




9-й Международный ПЛАС-Форум «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи» пройдет в Москве 30 и 31 мая 2018 г.

Приглашаем спикеров и вендоров к участию в мероприятии! Сообщите нам о своем решении, написав по адресу: konstantin@plusworld.ru тел.: +7 925 005 40 05 (зам. председателя Оргкомитета Константин Гризов).

Зарегистрироваться в качестве делегата мероприятия вы можете здесь. Спешите, количество мест ограничено!

 Следите за новостями ПЛАС-Форума в Facebook и Twitter!

 Официальный хэштег Форума#ecomforum

Все
Глобальный партнер
Генеральные спонсоры
Коктейльный спонсор
Главные спонсоры
Партнеры
Медиапартнеры
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Глобальный партнер
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Глобальный партнер
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
    Генеральный спонсор
  • Генеральный спонсор
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
  • Главный спонсор
    Главный спонсор
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
    Партнер
  • Партнер
СПОНСОРЫ и ПАРТНЕРЫ
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер
    Медиапартнер
  • Медиапартнер